Областной конкурс школьных музеев

1 Районный смотр-конкурс школьных музеев Представление школьного музея государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Большое Микушкино муниципального района Исаклинский Самарской области 2015

2 Наименование музея: Школьный музей «История села Большое Микушкино» Профиль музея: историко-краеведческий Дата основания музея 1995 г. Наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Большое Микушкино муниципального района Исаклинский Самарской области Адрес, телефон, электронная почта музея:, Самарская область, Исаклинский район, с.большое Микушкино, ул.советская, д.104 телефон: 8(84654)31189 Ф.И.О. руководителя ГБОУ СОШ с. Большое Микушкино: Разеева Светлана Леонидовна Ф.И.О. руководителя музея: Родионова Людмила Николаевна

3 Свидетельство о присвоении звания Школьный музей»

if ($this->show_pages_images && $page_num doc['images_node_id']) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4);?>

4 Характеристика музея (название, тематика разделов экспозиции, фотографии экспозиций) Школьный музей «История села Большое Микушкино» Название разделов экспозиции 1. Этнографическая «Чувашская изба»

5 2. Зал Боевой славы

6 3. История села

7 4. Нумизматика

8 5. Фалеристика

9 6. История школы

10

11

12

13

14

15 1) Основные направления деятельности музея Основные направления Работа с музейными фондами Поисковая, научноисследовательская работа Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций Развитие сетевого взаимодействия Дополнительное образование учебный год 1.Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2.Поиск и пополнение музейного фонда. 3.Продолжение картотеки поступающих музейных предметов 1.Поиск материалов о ветеранах ВОВ, ветеранов трудового фронта, вдов участников ВОВ, узников фашистских лагерей, встречи с ними и интервьюирование, интервьюирование потомков. 2.Поиск материалов и документов об истории ВОВ, воинах - интернационалистах и участниках боевых действий. 3. Выступление на "Музейных чтениях» с темой исследований. 4. Расширить поиск и сбор информации по областной конкурс школьных музеев теме: «Семейные раритеты. Потомкам в котомку». 5. Продолжить сбор информации о бывших выпускниках школы и учителях. 1. Создать экспозицию по фото- и видеоматериалам об истории села. 2.Продолжить создание экспозиции «Воины интернационалисты». 3.Подготовить и провести экскурсии по экспозициям. 4.Темы экскурсий: -Здравствуй, музей! - Защитники отечества; - Встреча с ветеранами ВОВ; - У войны не женское лицо; - Литературные встречи. 5. Создание экспозиций по итогам деятельности объединений. 1.Сотрудничество и взаимодействие между туристическо-краеведческими объединениями из разных школ района. 2. Участие в районных, региональных, Всероссийских конкурсах. 3.Экскурсия в краеведческий музей области.

16 2) Результаты работы музея В учебном году работа школьного музея велась по следующим направлениям: 1. Работа с музейными фондами. 2.Поисковая, научно-исследовательская работа. 3.Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций. 4.Развитие сетевого взаимодействия. 5.Дополнительное образование. За учебный год музей посетило 176 человек. Проведено 22 экскурсии.

17 государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.большое Микушкино муниципального района Самарской области Концепция развития школьного музея

18 В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране". В современных условиях, которые характеризуются постоянным обращением учащихся к различным источникам СМИ и как следствие - частичным отрывом моральных принципов от сформированных предыдущими поколениями нравственных ценностей, крайне актуальной задачей становится воспитание гражданственности подрастающего поколения. Но, воспитывая в учащихся сознательное отношение к Родине, Отчизне, важно обращать внимание на формирование умения любить и ценить свою малую Родину село, город. Поэтому основным направлением в деятельности музея является краеведение. Школьный музей - тематическое систематизированное собрание подлинных памятников истории, культуры, комплектуемое, сохраняемое и экспонируемое в соответствии с действующими правилами. Очень важно на сегодняшний день планомерная, систематическая работа в музее, т.к. она расширяет кругозор, формирует гражданственное самосознание молодого человека, прививает навыки исследования. Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры. Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачи школьного музея: 1. Воспитывать чувство патриотизма. 2. Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность. 3. Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс. 4. Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох. 5. Способствовать включению обучающихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины. 6. Способствовать формированию духовных ценностей.

19 Основной идеей Концепции была принята целевая установка - «Музей развивающая образовательная среда». Постановка проблемы разработки новой концепции школьного музея основывалась на том, что современный этап развития цивилизации характеризуется глобализацией, охватывающей все сферы человеческой деятельности (политики, экономики, культуры и др.), а также нестабильностью, возникновением глобальных проблем и кризисов, политических и национальных конфликтов. Умение их преодолевать и предотвращать в будущем, адаптироваться к условиям быстро меняющегося окружающего мира и быть социально мобильным человеком возможно при условии достижения каждым россиянином высокого уровня образования. Особая роль при этом отводится формальному (общему) и неформальному (дополнительному) образованию школьников. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию. Требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Школьный музей позволяет обеспечить интеграции формального (общего) и неформального (дополнительного) образования, обеспечивая комплексное решение вопросов воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только и не столько организация экскурсий и других просветительских мероприятий, но и собирание, изучение и исследование музейных предметов и артефактов в процессе совместной туристско-краеведческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей школьников). Развивающая образовательная среда школьного краеведческого музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Дополнительное образование, реализуемое музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению школьных знаний и эмоциональному сопереживанию школьников, значительно расширяют их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка, творчество, формируют самостоятельность и гражданскую инициативу. Целью развития на гг. школьного музея в соответствии с Концепцией «Музей развивающая образовательная среда» является создание развивающей образовательной среды музея как средства формирования разносторонне развитой личности школьника - социально активного россиянина. Сформулированная цель обусловила постановку следующих задач: 1. создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства формального (общего) и неформального (дополнительного) образования;

20 2. поиск, собрание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов, макетов) в процессе совместной туристско-краеведческой, проектной и исследовательской деятельности детей, их родителей и педагогов; 3. интегрирование предметной среды музея, в котором школьники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики и туристско-краеведческой деятельности через освоение предметных, межпредметных и ключевых компетенций; 4. опытно-экспериментальная проверка содержания, форм и методов деятельности школьного музея, моделирующих духовнонравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка. Решение выдвинутых задач должно основываются при соблюдении следующих принципов: - дополнительности, который позволяет компенсировать недостающие знания, умения, навыки через совместную теоретическую и практическую деятельность обучающихся, их родителей и педагогов в школьном музее, содержащую дополнительные (расширенные и/или углубленные) знания расширяющим содержание общеобразовательных предметов; - единства сознания и деятельности (сформулирован А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном), суть которого заключается в том, что человеческая психика проявляется и формируется в активной деятельности трудовой, учебной, игровой и пр.; данный принцип позволяет достичь как ориентир не только конечный результат, но и то, как он был достигнут, какими способами действовали обучающиеся, насколько самостоятельной была их познавательная деятельность, каковы были их мотивы через формирование непосредственного интереса к «предмету» музейной деятельности; - доступности обучения, который требует учета психофизических и возрастных особенностей развития школьников, анализа содержания учебно-воспитательного материла по общеобразовательным предметам и программ дополнительного образования туристско-краеведческого профиля с точки зрения его доступности и такой организации обучения и воспитания, при которой обучающиеся не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок, дискомфорта; - связи содержания обучения и воспитания школьных учебных предметов с жизнью через использование активных форм музейной педагогики и туристско-краеведческой деятельности. Реализация данного принципа стимулирует процесс использования обучающимися полученных в школе знаний в решении практических задач в деятельности музея, реальной жизнедеятельности, позволяет анализировать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, а полученные практические знания использовать на уроках; - рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в развивающем образовательном пространстве музея. Реализация данного принципа предполагает использование разнообразных форм организации воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления, а также различных способов взаимодействия обучающихся в таких видах деятельности как: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах, в разновозрастном коллективе; - комплексного воздействия на личность развивающего, воспитывающего и рекреационного характера, направленного на формирование духовно-нравственных и гражданских качеств, патриотизма и любви к Родине, служащих основой выбора обучающимися жизненных идеалов и поведения в социальной среде.

21 Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея. Работа с фондом музея включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.

22 Основные методы походы, экскурсии, выезды, совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями села по сбору музейных предметов и полевого краеведческого материала; - работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея. Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, туристско-краеведческие походы, экспедиции и выезды на местность; индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.). Информационно-аналитическая деятельность музея включает оформление стендов, выставок различной тематики; выпуск газет, создание видеофильмов и компьютерных носителей краеведческой тематики, сайта музея; составление полных отчетов о походах и экспедициях. Комплексное (разностороннее) изучение родного края и России реализуется через работу объединений дополнительного образования школьников туристско-краеведческой направленности; выполнение краеведческого исследования на индивидуальных образовательных маршрутах; участие в школьном, областном, Всероссийском конкурсе краеведческих исследовательских работ; участие в о Всероссийском туристско-краеведческом движении обучающихся на областном, всероссийском уровнях; разработка и проведение различных образовательных форм деятельности школьников в музее. Общественно-полезная деятельность музея включает реставрацию музейных экспонатов, создание поделок, макетов и других наглядных материалов; создание и монтаж разделов музейной экспозиции; выполнение общественно-полезной работы на местности (во время походов, экспедиций). Связь с учреждениями (образования, культуры, науки, общественными организациями и др.), в том числе на основе договоров о совместной деятельности и сотрудничестве с целью получения краеведческой информации и материалов, научнометодической помощи и консультаций. Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся (выполнение краеведческой исследовательской работы) в рамках одной или нескольких научных областей на основе интегрированного знания. Педагогические технологии и методики. Педагогические технологии и методы деятельности, используемые педагогами в деятельности музея, позволяют обучающимся овладеть комплексом познавательных, практических, оценочных умений, основами взаимодействия друг с другом, способностью самостоятельно приобретать новые научные знания, интегрировать их, а также приобрести социальнопрофессиональный опыт и способствовать нравственному и гражданскому самоопределению: технология проектного обучения, технология учебно-исследовательского обучения, технология личностно-ориентированного образования, методика коллективной творческой деятельности коммунарская методика И.П. Иванова, методика социально-профессиональных проб.

23 Развитие музейных экспозиции предполагает: 1. Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея и их пополнение новыми предметами и экспонатами. 2. Формирование новых разделов музейной экспозиции, реконструкция исчезнувших природных, историко-архитектурных объектов. Управленческий компонент предусматривает: - нормативно-управленческое обеспечение (разработка совместно с администрацией школы соответствующих приказов и распоряжений, касающихся деятельности музея, определяющих и уточняющих права, функциональные обязанности педагогов, работающих в музее педагогов; заключение договоров с учреждениями дополнительного образования детей, осуществляющих туристско-краеведческую деятельность, с учреждениями науки, культуры, спорта, туризма, вузами, общественными организациями и т.п.; разработка и утверждение инструкций по технике безопасности во время проведения занятий по туризму и краеведению, массовых туристско-краеведческих мероприятий, походов, экспедиций, внешкольных экскурсий); -организационно-педагогическое сопровождение (разработка направлений деятельности музея, планирование и корректировка при осуществлении каждого этапа работы, согласование расписания уроков и занятий дополнительного образования, кадровое обеспечение, организация взаимодействия и координация работы музея и других структурных подразделений школы); -финансовое и материально-техническое обеспечение (совместно с администрацией школы решение вопросов стимулирования труда педагогического, методического персонала и обучающихся школы, внесших вклад в результативность деятельности музея; определение источников финансирования деятельности школьного краеведческого музея, туристско-краеведческих походов, экспедиций, экскурсий и других музейных мероприятий и призового фонда учащихся, осуществление контроля за расходом финансовых средств; оснащение компьютерной, множительной, видео и аудиотехникой, проектором, Интернетом, телефоном, факсом, канцтоварами; обновление музейной мебели и туристского снаряжения). Ожидаемые результаты Школьный музей - важнейшая составляющая развивающей образовательной среды школы, в которой интегрируются интересы всех участников педагогического процесса: школьников, их родителей и педагогов, где возможно решение многих образовательных, социальных и профессионально-педагогических проблем. Деятельность музея обеспечивает интеграцию содержания общего и дополнительного образования школьников, расширяя, углубляя и систематизируя знания по общеобразовательным предметам и фундаментальным наукам; обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, формирующую мировоззрение обучающегося и адекватное миропонимание; обеспечивает формирование предметных, межпредметных и ключевых компетенций обучающихся, позволяющих применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, продуцировать идеи, планировать, проектировать, продуктивно действовать, принимать решения и т.д.

24 Музей обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых формируются и развиваются коммуникативные способности; ориентацию на личностные интересы, потребности, способности, позволяющей организовать досуг школьников в свободное от учебных занятий время; создает возможности для выращивания уникальности, неповторимости каждой личности, развития ее творческого, духовно-нравственного и гражданского потенциала. Реализация Концепции «Музей развивающая образовательная среда» позволит достичь эффективности деятельности школы, отраженных в индикаторах: 1.образовательной результативности - степени успешности функционирования педагогической системы школы в достижении цели создания развивающей образовательной среды музея как средства формирования личности социально активного россиянина, выраженной результатами педагогической деятельности, отраженной в критериях и показателях на уровне музея, обучающихся, педагогов и школы. 2.социально-педагогической результативности степени успешности функционирования музея в достижении социальной значимости деятельности школы, отраженной в критериях и показателях на уровнях родителей и школы. Критерии образовательной результативности: - на уровне музея: динамика увеличения фондов, количество образовательных мероприятий; количество работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах; - на уровне обучающихся: количество школьников, вовлеченных в деятельность музея; количество школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; качество знаний, сформированность предметных, межпредметных и ключевых компетенций; - на уровне педагогов: мотивация на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научноисследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности; - на уровне школы: количество школьников-участников краеведческих конкурсов, конференций, олимпиад; количество педагогов, включенных в деятельность музея; владение педагогами методиками организации поисково-исследовательской работы; количество проведенных в музее образовательных мероприятий. Критерии социально-педагогической результативности: - на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования школы; - на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; количество выпускников, поступивших в профильные вузы; профессиональные достижения педагогов; количество проведенных на базе музея районных и региональных мероприятий. 6.Краткая характеристика фондов музея (количество экспонатов, из них количество подлинных) В музее находится более 500 экспонатов основного фонда и более 120 экспонатов научно-вспомогательного фонда, например:

25 3. Сохранение и пополнение основного и вспомогательного фондов музея, развитие музейной экспозиции в процессе совместной туристско-краеведческой, творческой и трудовой деятельности школьников, педагогов и родителей обучающихся. Условия реализации Концепции, влияющие на результативность деятельности музея. Для результативности деятельности музея как развивающей образовательной среды необходима реализация следующих педагогических и организационных условий. Педагогические условия. Формирование кадрового потенциала развития музея необходимо осуществлять через: - подготовку педагогов к обеспечению процесса формирования развивающей образовательной среды музея (формирование мотивационной заинтересованности, операционная подготовка, формирование коллектива педагогов-единомышленников) через организацию и проведение семинаров, методических объединений, педагогических советов и других, в том числе - коллективных, групповых и индивидуальных форм повышения квалификации; через добровольное сотрудничество и межличностное взаимодействие на основе общего интереса; -создание традиций музейной деятельности; -привлечение педагогов дополнительного образования туристскокраеведческого профиля на основе заключения договоров о сотрудничестве и совместной деятельности с образовательными учреждениями и организациями окружающего социума. Научно-методическое и программное обеспечение осуществляется через: -организацию опытно-экспериментальной работы - деятельность на базе музея экспериментальной площадки по теме «Интеграция формального (общего), неформального (дополнительного) и внеформального образования в процессе туристско-краеведческой деятельности школьников»; -разработку и апробацию содержания программ дополнительного образования детей по музейной деятельности; - создание силами педагогов методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности; -создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок учителей и педагогов по проблемам деятельности музея и использования его фондов в образовательном процессе школы; -организацию и проведение лекций, семинаров; заседаний методических объединений и педагогических советов по проблемам: формирование развивающей образовательной среды музея, организации краеведческой исследовательской деятельности обучающихся, использование возможностей музея в образовательной деятельности школы, обмена опытом и др.; -информационноаналитическое обеспечение образовательного процесса (отслеживание результативности деятельности музея, корректировка целей и задач, направлений, содержания, форм и методов деятельности) и издательская деятельность.

26 Вовлечение школьников и их родителей в деятельность музея через: - непосредственное участие в органах самоуправления деятельностью Совета музея; - расширение сети и вовлечение в деятельность детских объединений дополнительного образования туристскокраеведческого профиля; -максимальное вовлечение детей и их родителей в проведение краеведческих исследований в содружестве с педагогами; -участие в районных, региональных и всероссийских конференциях в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся; -вовлечение в подготовку и проведение в музее различных образовательных форм деятельности (уроки, экскурсии, занятия, конкурсы, походы, экспедиции, классные часы, краеведческие исследования и др.); -работу по направлениям деятельности музея.

27 Количество и краткая характеристика экспонатов основного фонда На сегодняшний день экспонатов 215, экспонаты подлинные (предметы быта, домашняя утварь, одежда, фотографии, письма, медали, значки, монеты), 2 макета (печь, макет села), состояние экспонатов хорошее и удовлетворительное. Годы 2007 Количество экспонатов Из них подлинных Состоит на учете в госмузее Наличие книги учета экспонатов есть есть есть есть есть есть есть есть В музее имеется «Книга отзывов», в которую посетители записывают свои впечатления о музее и высказывают пожелания.

28 4.Использование музея в учебно-воспитательном процессе (экскурсионная, просветительская, методическая работа) В современном обществе наблюдается рост интереса к историческому и культурному прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности, одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре своего народа и государства. Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, совершенствует свои формы и методы. Его развитие и жизнеспособность определяются особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, школьное краеведение способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Один из основных источников воспитания гражданственности память о прошлом. Музей это социальный институт исторической памяти. Однако, отражая историю культуры, события и ценности ушедших веков, он служит современникам, смотрит в завтра, ориентируется на требования развивающейся цивилизации. Любое учебное заведение остро нуждается в музее, материалы и экспозиции которого дополняют, оживляют и обогащают вербальную информацию педагога. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого. Школьный музей активно используется в учебно воспитательном процессе школы через: -учебную экскурсию; -урок- экскурсию в музее; -использование музейных предметов обучающимися в качестве учебных пособий на уроке; -демонстрацию музейных предметов во время беседы учителя; - подготовку докладов и сообщений для уроков, написание сочинений по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее. В музее проводятся уроки истории, литературы, обществознания и т.д. Экспонаты используются на уроках математики, истории, обществознания, литературы и т. д. Материалы, собранные в школьном музее, служат прекрасным подспорьем для проведения уроков, посвященных истории родного края. Материалы стенда, посвященные событиям Великой Отечественной войны, используются при изучении литературных произведений на тему Великой Отечественной войны. В экспозиции представлены некоторые предметы, принадлежащие сельчанам - участникам Великой Отечественной войны. Урок в музее активизирует восприятие ребят, т.к.: - информация в музее конкретна, обладает предметной наглядностью; - музейная информация конкретна, т.к. музейный предмет воздействует на чувства человека, влияет на развитие образно эмоционального мышления ученика;

29 - в музее, в необычной обстановке развивается стереотип проведения урока в классе, создаются благоприятные педагогические условия для реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию обучающихся. Все это помогает формировать у ребят конкретные представления, обеспечивает прочность запоминаний, развивает логическое мышление. Важная особенность школьного музея состоит в том, что учитель может здесь вести обучение обучающихся путем открытий. Работая в музее, школьники открывают новое для себя из того, что уже известно многим, а кроме того, иногда в процессе поисков делают открытия, имеющие научно практическое значение. Следовательно, школьный музей помогает воспитывать в обучающихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Используем следующие принципы работы музея: - принцип маятника (челнока) ребята, изучая историю своей семьи, села, связывают ее с историей страны или наоборот; - принцип спирали ребята вновь и вновь возвращаются к изученным проблемам, углубляя знания по ним. Школьный музей является базой для серьезной воспитательной работы. У музейных витрин проходят интересные классные часы: «Герои Афганистана», «По страницам истории», «Я люблю тебя, Россия», «Женщины гордость России», «Традиции и обычаи чувашского народа» и т.д.

30 План работы музея (на текущий год и перспективу), отражение в плане мероприятий по подготовке празднования 70- летия годовщины Великой Победы Сроки Содержание работы Сентябрь Организация работы Совета музея: выборы актива, распределение обязанностей, утверждение и корректировка плана музея на год, обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею. Октябрь -Подготовка исследовательской деятельности и разработка тем: 1.Вклад моей семьи в летопись В.О.В. 2. В.О.В. в произведениях искусства 3. Награды В. О. В. 4. История военной техники времен В. О. В. 5. Труженики тыла - жители села. Проведение экскурсий для уч-ся начального звена (1-4 классы) Ноябрь - Участие в месячнике «День пожилого человека» - Создание медиатеки (фильмы, презентации, слайды, фонотека) - Систематизация и оформление тематико-экспозиционного материала, представленного в музей; - Оформительская работа: создание тематических папок, плакатов; - Проведение экскурсий для уч-ся среднего звена (5-7 классы)

31 Декабрь - Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы и к 70-летию Победы в В.О.В с привлечением материала музея: 5 декабря - Битва под Москвой; Дни памяти блокадного Ленинграда; Коренной перелом в ходе В. О. В.; - Курская битва, битва за Днепр - Встреча с ветеранами; - Организация работы по дополнению экспозиций музея; - Проведение экскурсий для уч-ся среднего звена Январь (8-9 классы) - Проведение акции «Помните!»; - Проведение брейн - ринга, посвященного В. О. В. - Корректировка плана музея на второе полугодие. Февраль - Проведение экскурсий для уч-ся 1-11 классов, посвященных Дню Защитника Отечества и 70- летию Великой Победы; - Выездные экскурсии в Мемориальный музей Боевой и Трудовой Славы, встреча с работниками музея; Март - Историко-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в В.О.В. - Экскурсии в музей для представителей родительской общественности; - публикации о работе музея в электронных СМИ и участие во Всероссийском проекте;

32 -создание видеофонда по истории села, школы Апрель - Корректировка плана работы (Совет музея). - Итоги исследовательской деятельности уч-ся, оформление тематических папок, плакатов, презентация исследовательских работ; -подготовка к празднованию 70 годовщины Победы в В. О. в. (Совет музея); Май - проведение акции «Дети войны» - Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы - Проведение уроков истории в музее с привлечением экспозиционного материала, презентаций учся; - Экскурсии в музей (1-11 классы); - Проведение круглого стола. Подведение итогов работы музея за год. План работы экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, школьного музея на учебный год 1. Изготовление инвентарных карточек на каждый экспонат музея. 2. Составление соответствующей документации по учету экспонатов (инвентарная книга) 3. Создание волонтерских поисковых групп по нахождению новых экспонатов в нашу копилку Музея. План сотрудничества с ветеранами 1. Посещение на дому ветеранов учителями, волонтерами. 2. Взять интервью у ветеранов, с возможной записью на видео, аудио аппаратуру, фотоснимки. 3. Составление альбомов биографий, воспоминаний на каждого ветерана (по возможности с личными фотографиями военных лет) 4. Оказание помощи ветеранам учащимися - волонтерами на дому.

33 Перспективный план работы школьного музея на г.г. Цель: создание условий для воспитания патриотических, нравственных и гражданских качеств учащихся на основе восстановления и развития исторических, культурных и хозяйственных традиций прошлого и современности родного края. Задачи: 1. Прививать учащимся любовь к родному краю, воспитывать личность гражданина своей Родины.

34 2. Углублять и расширять знания учащихся по истории родного края, развивать творческие способности и умения самостоятельно добывать знания, приобщать школьников к поисково-исследовательской деятельности. 3. Помочь обучающимся почувствовать причастность к истории страны и признать своим долгом, честью стать достойными наследниками лучших традиций родного края. 4. Принимать участие в поиске, собрании и систематизации сведений о прошлом села Большое Микушкино и ГБОУ СОШ с. Большое Микушкино 5. Использовать материалы музея в учебно-воспитательной работе школы. 6. Содействовать обеспечению сохранности и рациональному использованию историко-краеведческого материала, музейных экспонатов в работе.. Список информации по каждому экспонату 1. Порядковый номер. 2. Название экспоната. 3. Общая характеристика экспоната. 4. Фамилия владельца экспоната.

35 5. Дата приобретения Музеем экспоната. Укрепление материально- технической базы музея 1.Создать экспозицию о педагогах школы, создателях музея. 2. Пополнять библиотеку музея новыми книгами по военной и исторической тематике. (в течение года) Научно-методическая работа 1. Продолжить разработку содержания обзорных и тематических экскурсий по экспозиции музея. (в течение года; отв.- рук.музея) 2. Курировать научно-проектную деятельность учащихся в рамках Научного общества учащихся (в течение года; отв.-рук.музея) Работа с ветеранами 1. Подготовить и провести встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 2. Организовать поздравления ветеранов Великой Отечественной войны к праздникам. Организационная работа. Создание Совета музея: 1. Председатель совета музея 2. Главный хранитель музейного фонда 3. Секретарь 4. Ответственный за поисково-собирательную работу 5. Ответственный за пополнение фонда музея 6. Ответственный за экспозиционно-оформительскую работу 7. Ответственный за экскурсионно-массовую работу 8. Ответственный за учёт поступающих экспонатов График работы секций 1 неделя месяца - заседание поисково-собирательской секции 2 неделя месяца - заседание фондовой секции 3 неделя месяца - заседание экспозиционно-оформительской секции 4 неделя месяца - заседание экскурсионно-массовой секции 1 раз в месяц заседание совета музея

36


Источник: http://docplayer.ru/33781906-Rayonnyy-smotr-konkurs-shkolnyh-muzeev.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Областной конкурс музеев образовательных организаций Нижегородской Тост боевым товарищам

Областной конкурс школьных музеев Областной конкурс школьных музеев Областной конкурс школьных музеев Областной конкурс школьных музеев Областной конкурс школьных музеев Областной конкурс школьных музеев Областной конкурс школьных музеев Областной конкурс школьных музеев